Новости

НАТАЛЬЯ ИСАЕВА О ПРОФЕССИИ, ТЕАТРЕ И О ТОМ, ЗА ЧТО ЛЮБЯТ РУССКИХ ЖЕНЩИН

12 марта у народной артистки России Натальи Исаевой юбилей. Исполняется ровно тридцать пять лет с того дня, когда Наталья Николаевна поступила на сцену Кировского драматического театра. Поздравить любимую артистку наши дорогие зрители смогут на спектакле «Ханума», который состоится 11 марта в 17.00.

Сильная, волевая, идущая напролом… к правде, к той последней и единственной правде,  которая определяет вес любого артиста, его отношение к зрителю, к профессии, к театру – такова Наталья Исаева. В какой бы роли ни появилась артистка, она всегда старается ухватить природу своей героини, сделать её живой, чтобы мы, зрители, с первого раза влюбились в человека со сцены, приняли его как родного. Научить сострадать, быть внимательным к другим, подарить мысль, мечту, надежду… Талантливый артист способен на многое, но главное, чего он не позволяет нам, зрителям, так это забывать о том, что все мы – люди.

В спектакле «Поздняя любовь» Наталья Исаева исполняет роль богатой вдовы Лебёдкиной. Да, не хочет платить долга, да, крутит людьми для личной пользы, но разве ж злодейка она? Зритель видит даму, настолько любящую жизнь, настолько поглощённую благополучием своим, что даже мысли не возникает об осуждении. Она человек цельный, с ясным взглядом на вещи, с твёрдым характером, а такие всегда вызывают уважение, даже если их методы нам неприятны. В роли Зои Пельц Наталья Николаевна холодна и беспринципна, но её мечта и вера в себя подкупают, заставляют сочувствовать героине. Таких ролей Наталья Исаева сыграла десятки, но всех их объединяет одно – удивительная живучесть, карабканье вверх, из бездны – на земную твердь, а потом и выше – в небеса…

- На этой сцене я сыграла весь мировой репертуар. У меня практически не было маленьких ролей, разве что сама выпрашивала – чтобы поработать со старшими артистами, –  рассказывает Наталья Николаевна. 

По природе Исаева – борец. Она всегда целеустремленна, всегда в поиске той особой, невидимой простому смертному, точности – единственно возможной в данном контексте правдивой мысли, глагола, действия. Может ночами не спать. Думать. Пробовать. Искать. Пытать коллег. Мучить режиссёра. Всё – ради результата. Ради правды. Ради зрителя. Как вспоминает Наталья  Николаевна, Евгений Кузьмич сказал ей однажды, что «опираться можно только на то, что сопротивляется». Но как иначе? Только в борьбе идей рождается истина, новая мысль, развитие.

– Когда я чувствую, что спектакль умер, я предлагаю его списать, – говорит артистка. – Коллеги не всегда понимают, но я знаю, что у всего свой срок. Бывает, что спектаклю уже много лет, но тема волнует зрителя, и он ходит, несмотря ни на что. Есть спектакли, которые мы пытаемся изо всех сил сохранить, потому что там есть что играть, есть концепция, есть мысль, спектакль любим публикой. Так я вводила артистов в «Хануму», в «Зойкину квартиру», в другие спектакли.

Для Натальи Исаевой театр – это дом, а коллеги – семья. И это не просто слова. Простых слов в театре не бывает. Простых, пустых. Пожалуй, театр – одно из немногих мест, для которых потеря смысла даже на секунду – губительна, опасна. Спускаясь по лестнице, Наталья Николаевна вспоминает своих товарищей… «Боги и титаны» сцены, они ушли вместе с прекрасной эпохой, время от времени прорастая доброй памятью в своих благодарных учениках. Когда артистка говорит о театре, его судьбе, будущем, она всегда думает о тех, кого уже нет с нами: «Они всегда смотрят на нас. Кировский театр – театр с традициями, в нём всегда была очень сильная труппа и уникальный зритель, способный дарить любовь авансом. И бывает стыдно, когда в театре происходит что-то, недостойное этих стен, этой намоленной сцены. Кто-то приспосабливается, но я так не могу. Я отдала этому театру всю свою жизнь, и мне хочется приходить на работу с удовольствием, видеть, что наши традиции живы. Два года назад, когда мы готовили эскиз «Земли Эльзы», я с первых репетиций поняла, что Евгений Ланцов – наш человек, и боролась за него до конца. Сейчас, работая над спектаклем, в этом убеждаюсь не только я, но и другие артисты».

Театр готовится к премьере. Уже 14 апреля мы увидим Наталью Николаевну в роли Эльзы Александровны Кравчук… Странное сочетание имени и фамилии неслучайно, как и неслучайны все перипетии её судьбы. Всю свою жизнь Эльза выживала физически – претерпевала голод, жестокость, психологический гнёт, но вот настал тот час, когда пришло время не существовать, но жить: носить яркие туфельки, дышать полной грудью, конечно же, мечтать о далёких тёплых странах... Свой шанс Эльза не упустит, ведь под внешней покорностью всегда скрывалась личность сильная, стойкая, решительная.

- Эльза учит понимать, прощать и отпускать. Я умею прощать, но это невероятно сложно, и нужно постоянно работать над собой. Раньше я не играла таких типажей, как Эльза, и мне очень интересно, как она пройдёт свой путь. Её спина согнута, но вот – шаг за шагом – она выпрямляется и снова становиться высокой и красивой, – делится своими впечатлениями артистка. – Для меня Эльза – настоящая русская женщина, какого бы происхождения она ни была. В ней есть что-то земное, корневое, она берегиня. Что больше всего ценится за границей? Русские мозги и русские женщины. Так вот она – одна из них. 

В спектакле «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович героиня Исаевой родилась в годы войны и насквозь пропитана горечью потерь… Неспроста Эльза говорит, что помнит войну так, будто все её ужасы случились с ней лично. Наталья Николаевна поколением младше, но и она остро чувствует в себе, в своих сверстниках боль Великой Отечественной, боль, которая не отпускает, сколько бы лет ни прошло… Эта генетическая память всегда в тебе и ни на миг не даёт забыть об уплаченной цене. Дочь Эльзы, фельдшерица Ольга, на вопрос матери о бросившем её муже отвечает: «Допустим, погиб на войне. В России всегда найдётся война, на которую можно всё свалить». И действительно, наша страна всегда была кому-то нужна, наверно, поэтому и родился этот скупой на эмоции, грубоватый Петя Кравчук и верная ему, хоть и нелюбимая Эльза… Петя не смог побороть себя, а Эльза смогла, смогла зажить по-другому, увидеть широкий, красивый, бесконечный мир.

- Главная черта, которая привлекает меня в Эльзе – чистота. Её детский наив, её вера в «Страну розовых фламинго» или «Царство голубых озёр». Грустно думать, что было бы, если б с ней этого перерождения не произошло, – говорит Наталья Николаевна.

Всё начинается с женщины. Любой человек начинает жизнь, оттолкнувшись от матери, как лодка от родного бережка. И если изменилась Эльза, изменится и мир вокруг неё. Пусть не сразу, но изменится. И хочется верить, что, как бы больно ни было, наш любимый зритель примет от Эльзы-Исаевой её тихий, бескорыстный дар – любовь и веру в Страну розовых фламинго.

В преддверии юбилея Кировский драматический театр благодарит Наталью Николаевну за горячую любовь к профессии и верность родному театру. Здоровья Вам и семейного благополучия, безудержной радости и творческого азарта! Желаем Вам оригинальных, ярких и вдохновляющих ролей и неиссякаемой зрительской любви!

 

Тема письма

Отправить отзыв о спектакле на электронную почту kdt1877@mail.ru

Д. Богославский
Психологическая драма